Отделка путей эвакуации требования пожарной безопасности

Пожарная безопасность путей эвакуации

Отделка путей эвакуации требования пожарной безопасности

Пути эвакуации представляют собой пути движения, через которые люди в экстренных ситуациях могут проникнуть в безопасное место. Поэтому эти участки должны соответствовать всем требованиям пожарной безопасности, как в их обустройстве, так и в отделке.

Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утвержден нормативный документ «СП 1.13130.2009 Свод правил системы противопожарной защиты эвакуационные пути и выходы», определяющий общие требования, направленные на:

  • обеспечение возможности своевременной и беспрепятственной эвакуации людей;
  • обеспечение возможности спасения людей, которые могут подвергнуться воздействию опасных факторов пожара;
  • защиту людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара.

Путь эвакуации в медицинском учреждении

Отделка путей эвакуации. Соблюдение требований пожарной безопасности на путях эвакуации.

Главный фактор пожарной безопасности — это материалы, из которых выполнена отделка на путях эвакуации. Требования к декоративно-отделочным и облицовочным материалам установлены в Федеральном Законе № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Отделочные материалы подбираются в зависимости от функционального назначения и этажности (высоты) здания.

Самые жесткие требования к отделке путей эвакуации предъявляются для:

  • зданий, где находятся дети и люди с ограниченными физическими возможностями. К ним относятся детские дошкольные и школьные учреждения, дома для престарелых и инвалидов, больницы, спальные корпуса, школы—интернаты;
  • зданий с массовым пребыванием людей культурного и спортивного назначения (театры, концертные и танцевальные залы, цирки, музеи, выставки, спортивные учреждения);
  • зданий по обслуживанию населения (вокзалы, поликлиники, почты, сберкассы, юридические агентства, ремонтные мастерские бытового назначения и пр.);  
  • зданий учебных заведений (средне-специальные, высшие, профессионально-технические училища).

В указанных зданиях отделка стен и потолков в лестничных клетках, лифтовых холлах, вестибюлях должна быть выполнена только из негорючих материалов. Для этих поверхностей требуется применять негорючие отделочные материалы, обеспечивающие класс пожарной опасности КМ0.

Здесь нужно применять отделочные материалы, обеспечивающие КМ0.

Стены и потолки в общих коридорах, холлах и фойе отделываются нераспространяющими пламя, слабогорючими и трудновоспламеняемыми материалами, имеющими умеренные дымообразующую способность и токсичность. Согласно ФЗ-123, для отделки путей эвакуации необходимо применять отделочные материалы с показателями пожарной опасности РП1, Г1, В1, Д2, Т2 (т.е. с классом пожарной опасности не ниже КМ1).

Аналогичные требования к отделке путей эвакуации предъявляются для зданий с этажностью более 17 этажей или высотой более 50 метров, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей (гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов, многоквартирные жилые дома), зданий культурного и спортивного назначения на открытом воздухе, предприятий торговли и общественного питания, высших учебных заведений и учреждений органов управления, банков и офисов, производственных и складских зданий, стоянок автомобилей, книгохранилищ и архивов.

К сожалению, большинство стен путей эвакуации гражданских объектов (больницы, школы, детские сады и т.п.) чаще всего окрашены горючими лакокрасочными материалами, что не соответствует требованиям пожарной безопасности. Плюс ко всему не каждая краска на водной основе способна предотвратить возгорание!

Рекомендации по выбору декоративно-отделочных материалов на путях эвакуации

1. При выборе строительного материала для отделки путей эвакуации следует опираться не только на ценовые, декоративные и эксплуатационные характеристики, а так же обязательно учитывать соответствие материалов требованиям пожарной безопасности.

Читайте также  Стоянки автомобилей требования пожарной безопасности

2. При выборе лакокрасочных материалов для отделки стен и потолков на путях эвакуации следует запрашивать у поставщика продукции сертификат соответствия, паспорт качества, инструкцию по применению и свидетельство о государственной регистрации.

3. Сертификат соответствия должен быть получен только в системе обязательной сертификации, в нем должен быть указан класс пожарной опасности материала. Подлинность сертификата соответствия рекомендуется проверить с помощью Единого реестра сертификатов соответствия, размещенного на сайте Росаккредитации. Кроме того, в соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ № 55 от 19.01.1998, сертификат соответствия должен быть заверен в установленном порядке (подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его контактов).

4. В паспорте качества и инструкции по применению должны содержаться сведения об основных параметрах и характеристиках продукта, а также информация по его правильному применению и эксплуатации.

Источник: https://www.nort-udm.ru/information/library/fire-protection/pozharnaya-bezopasnost-putey-evakuatsii/

Требования пожарной безопасности путей эвакуации — Портал по безопасности

Отделка путей эвакуации требования пожарной безопасности

Основная причина гибели людей при пожаре – задымленность помещений. Дым и продукты сгорания различных материалов, из которых сооружено здание, собрана мебель или техника, являются ядовитыми. Даже дым от сгоревших бумажных документов быстро приводит к удушью. И выживает в этой ситуации тот, кто успел выбежать на улицу (на свежий воздух) до повышения концентрации дыма внутри помещений. А значит, пожарные выходы и пути эвакуации общественного здания, промышленных объектов и многоквартирных домов должны находиться в состоянии, соответствующего правилам пожарной безопасности.

К сожалению, собственники объектов, ответственные лица и руководители предприятий не всегда относятся к проходам и маршрутам эвакуации должным образом. Практика показывает, что чаще всего именно из-за безответственности, халатности и разгильдяйства ответственных работников люди гибнут при пожарах, просто не успев вовремя покинуть горящие помещения.

А ведь, что часто встречается: навесные замки на цепях, которые закрывают выходы на улицу, коридоры, заваленные мебелью и старой техникой, проходы, заполненные стопками ненужной документации. Это реальность, которая приводит при пожарах к гибели людей. А самое главное, что в таких проходах и путях эвакуации люди гибнут не от огня, а от удушья.

К сожалению, наши люди до сих пор живут по принципу – авось пронесет. Для них требования к путям эвакуации, пожарно-технический минимум – это всего лишь слова на бумаге.

Пути эвакуации

Начнем с противопожарных требований к путям эвакуации общественных зданий и промышленных объектов. Они обозначены в Федеральном законе от 2008 года за номером 123, где чаще всего обращают внимание на три основных требования:

  1. Эвакуационные маршруты и выходы из зданий должны обеспечивать беспрепятственный и быстрый вывод людей в процессе пожара.
  2. Их проектирование не связывается с установкой средств тушения пожаров.
  3. Эвакуационные выходы считаются теми, которые напрямую связаны с улицей.

Последнее требование относится к первым этажам любых строений. Здесь учитываются выходы непосредственно на улицу или через коридор, через лестницы, холлы и вестибюли. Если это помещения не первого этажа, то к выходам относятся любые двери, выходящие в коридор, ведущий на первый этаж, двери на пожарные лестницы, расположенные по наружным стенам здания. Сюда же можно отнести выходы на крышу, в вестибюли и холлы.

Читайте также  Требования пожарной безопасности к рынкам

В правилах противопожарной безопасности оговаривается еще один вариант, который имеет отношение к производственным цехам. В нем говорится, что эвакуационные пути можно прокладывать по смежным цехам, если они имеют прямой выход на улицу. То есть, маршрут эвакуации прокладывается по минимальному пути на улицу в независимости от расположения помещения. При этом путь должен быть всегда свободным.

Но есть одно замечание, которое касается дверей. Если на проходных проемах установлены распашные двери, то они не являются препятствием. Это касается не только дверей, через которые проходят люди, это касается проемов и для автомобильного транспорта, и для железнодорожного. Только в этом случае речь идет не о дверях, а о воротах.

Есть определенные запреты, они категоричны, которые касаются дверей на выходах. Это к вопросу, что запрещается на путях эвакуации при пожаре.

  • Конструкции дверей и ворот, относящихся к категории откатных, раздвижных, секционных и рулонных, являются ограничительными элементами. То есть, они ограничивают проходимость. Поэтому очень важно, чтобы такие конструкции можно было легко демонтировать, если появляется необходимость увеличить проходимость через них. Это в выше обозначенных правилах (№123) не оговаривается. Но учитывать это надо.
  • Нельзя считать лифты и эскалаторы элементами маршрутов эвакуации. Отдельной позицией стоят эскалаторы метрополитена или лифты шахт, работающие и при рабочем режиме, и при аварийном. Об последних оборудования снабжаются специальными системами контроля и управления.
  • Нельзя проектировать маршруты по кровлям, если они не являются эксплуатируемыми.

Большое внимание в правилах противопожарной безопасности уделяется эвакуации людей из подземных этажей и сооружений. Есть две основные позиции, на которые надо обращать внимание, организуя выходы из таких помещений.

  1. Выходы из подземных или цокольных этажей на улицу должен быть отдельным от входной двери в подъезд здания. В некоторых особых случаях разрешается объединение выхода.
  2. Можно организовать один общий тамбур, но его придется разделить противопожарной перегородкой, основная цель сооружения которой – разделить людской поток из здания и с подвала на две части, чтобы они не смешивались и не мешали друг другу при выходе.

Внимание! Минимальная ширина прохода по пожарной безопасности, минимальное количество выходных проемов рассчитываются, отталкиваясь от персонала или посетителей, которые при пожаре будут покидать здание через них. Здесь имеется в виду предельно возможное количество.

Эвакуационные выходы и пути по СП 1.13130.2009

Необходимо отметить, что закон под номером 123 – это всего лишь общие указания. Более подробно требования к противопожарным дверям на путях эвакуации, а также к маршрутам, определены в данном своде правил. Единственное надо отметить, что СП не относится к военным объектам и к промышленным предприятиям, занятым горными разработками.

Одно из важнейших правил, указанных в своде, это точное соблюдение требований, касающихся норм пожарной безопасности. В чем оно заключается. К примеру, собственник объекта решил сделать перепланировку зданий с учетом своих собственных требований. Это часто случается в зданиях общественного назначения. Перекраиваются все помещения, включая коридоры, что приводит к сложностям с организацией именно маршрутов эвакуации. Что удивительно, владелец после проделанных переделок приходит в негодование, когда комиссия не принимает объект по причине не соответствия нормативам пожарной безопасности.

Читайте также  Общие требования техники безопасности на производстве

А ведь проектная организация или архитектурное бюро не должно идти на поводу у собственников или арендаторов. У них один закон – СП 1.13130.2009. В нем четко прописаны все пожарные нормы для дверей на пути эвакуации и маршрутов. Обозначим их.

Требования к эвакуационным выходам по пожарной безопасности

Высота не должна быть меньше 2 м. Если проход ведет к одному рабочему месту, но ширина прохода может быть небольшой, но не меньше 0,7 м. В других случаях разрешается ширину оставлять в пределах 1 м.

Есть более конкретные числовые значения:

  • ширина эвакуационного прохода по пожарным нормам в интернатах, детских садах, домах престарелых не должна быть меньше 1,35 м;
  • в зданиях, где на каждом этаже работает или находится более 200 человек, ширина проходов не должна быть меньше 1,2 м;
  • минимальная ширина лестничных маршей – 0,9 м;
  • то же самое, если лестница ведет к одному рабочему месту – 0,7 м.

К сожалению, при вроде бы понятных несложных требованиях и проектные организации, и подрядчики, и заказчики часто сталкиваются с отказом от приемки. И это притом, что многие конструктивные строительные элементы стандартизированы. Особенно это относится к лестничным маршам. Нередко при проверке построенных поликлиник или больниц (к примеру) начинает выявляться, что ширина лестницы составляет 1,2 м при требуемых 1,35.

Точно такие же ситуации встречаются и с проходами, где требования к размерам просты и понятны: высота не меньше 1,9 м, ширина 0,8. Есть и другие нормативы:

  • все дверные полотна распашных конструкций в независимости, где они установлены, должны открываться в сторону выхода, то есть по направлению движения по эвакуационному маршруту;
  • нельзя оборудовать выходные двери запорами, которые сложно открыть;
  • дверные конструкции, которые соединяют помещения с лестничными клетками, должны оснащаться уплотнителями, основная задача последних – не пропустить через проем распространяющийся дым;
  • на всем протяжении маршрутов эвакуации и на участках расположения дверей должно работать аварийное освещение.

Внимание! Если выход на улицу не соответствует правилам противопожарной безопасности, то его можно использовать, как аварийный. Но его нельзя учитывать в общем плане маршрутов эвакуации. Это связано с тем, что большой людской поток в таком проеме может создать затор, что приведет к несчастным случаям.

Правила содержания эвакуационных маршрутов и выходов

В своде предложенных правил есть раздел, в котором четко прописаны два главных требования, касающихся содержания маршрутов и проемов. Кстати, они также входят в состав отраслевых и ведомственных правил.

  1. Нельзя проходы захламлять.
  2. Нельзя устанавливать дополнительные преграды в виде турникетов, перегородок, тамбуров, дверей и прочих.

Что касается вопроса, должны ли быть закрыты пожарные выходы, то ответ – должны. Но установленные на них замки и запоры должны легко открываться изнутри здания. Нельзя навешивать здесь цепи, амбарные замки и прочие запорные приспособления, для открытия которых потребуются специальные инструменты или устройства.

Источник: https://sivcomsks.com/trebovaniya-pozharnoy-bezopasnosti-k-soderzhaniyu-putey-evakuatsii/