Содержание
Пожарная безопасность лифтов: правила, требования и нормы
/ Статьи / Пожарная безопасность / Пожарная безопасность на объекте
При возникновении пожара внутри объекта с лифтом, возникает опасность задымления шахт, кабин, блокировки людей, находящихся в них, из-за повреждения оборудования.
Пожарная безопасность лифтов – это уровень защиты оборудования, пассажиров, грузов от огня, дыма и высокотемпературного теплового воздействия.
За ее обеспечение отвечают:
- Собственники зданий, их частей, где они установлены.
- Организации, на балансе которых находятся объекты с лифтами.
- Управляющие компании или ТСЖ.
- А также предприятия, осуществляющих установку и технический сервис оборудования.
Пассажирский лифт внутри здания
Требования пожарной безопасности
Согласно ГОСТ 33605-2015, дающего термины, определения лифтовому хозяйству, лифты – это устройства, перемещающие людей и/или грузы с одного этажа/уровня строительного объекта на другой внутри кабины, что движется по жестким направляющим с углом отклонения от вертикали не больше 15°.
Лифт для пожарных подразделений
Существуют следующие виды таких инженерных устройств:
- Лифты пассажирские.
- Грузопассажирские.
- Грузовые лифты.
- Для транспортировки пациентов медицинских учреждений, часто называемые больничными.
- Лифты для пожарных подразделений, позволяющие использовать их для разведки, ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Противопожарные требования к лифтам изложены во многих законодательных, нормативных документах, начиная со статей 88, 89, 140 ФЗ-123 – «Технического регламента о требованиях ПБ»:
- Предел стойкости к огневому воздействию дверей шахт – не ниже EI 30, а на объектах высотой не больше 28 м – Е 30.
- Строительные конструкции ограждения лифтов, размещенных вне лестничных отсеков, машинных отделений, за исключением размещаемых на кровле, должны отвечать параметрам огнестойких перегородок первого типа, перекрытий – третьего типа. При этом не предъявляются требования по огнестойкости к строительным элементам, разделяющим шахты, машинные помещения.
- Строительные проемы шахт, выходящие в холлы, фойе, коридоры, кроме поэтажных площадок лестниц, следует заполнять дверями, стойкостью к огню не меньше EI 30; противопожарными шторами с пределом не меньше EI 45, автоматически заполняющими проемы при обнаружении очага возгорания.
- В строительных объектах, чья высота равна/больше 28 м, шахты лифтов, не обеспеченные тамбур-шлюзами с избытком воздушного давления, холлами с системами его подпора, необходимо оснащать вентиляционными установками, создающими избыток воздушного давления в лифтовых шахтах.
- В подземных этажах строительных объектов входы в лифты должны быть защищены тамбур-шлюзами первого типа, обеспеченными при возникновении возгорания установками нагнетания избыточного воздушного давления.
- Эвакуационными путями эвакуации не следует считать лифты, коридоры объектов с выходами из лифтов; лифтовые холлы, тамбуры лифтов, если их ограждения не являются строительными преградами огню.
- На площадках этажей зданий около лифтов, используемых людьми, чья возможность передвижения ограничена, следует создавать зоны безопасности, защищенные от контакта с опасными факторами пожара, где они будут дожидаться прибытия пожарно-спасательных подразделений. К таким лифтам предъявляют требования ПБ, аналогичные для подъемного оборудования, предназначенного для транспортирования бойцов пожарных формирований.
СП 112.13330.2011, регламентирующий ПБ объектов, указывает:
- В строительном объеме лестниц, за исключением незадымляемых, следует устанавливать не больше 2 лифтов для пассажиров, что опускаются до 1 этажа здания. При этом элементы ограждения шахт следует выполнять из негорючих стройматериалов, без требований к стойкости к огню.
- Аналогичные требования предъявляются для шахт, возводимых вне строительного объема строений.
- Не допускается устраивать выходы из грузовых лифтов в лестничные отсеки строительных объектов.
Противопожарные требования к видам, устройству лифтов также установлены рядом национальных стандартов:
- ГОСТ 34442-2018 – о пожарной безопаности лифтов, регламентирующий требования к пассажирским, грузопассажирским лифтам, не предназначенным для продолжения эксплуатации при возникновении пожара внутри строительных объектов.
- Его действие распространяется на вновь устанавливаемые устройства, предназначенные для транспортировки пассажиров и/или грузов, на объектах, защищенных установками сигнализации о пожаре; а также он может использоваться в качестве нормативной базы для повышения уровня пожарной безопасности эксплуатируемых лифтов.
- ГОСТ Р 53296-2009 – об установке лифтов для пожарных подразделений, которые в нормальных условиях могут эксплуатироваться для перевозки пассажиров.
Машинными отделениями лифтов называют специальные помещения, выделенные стенами/перегородками, перекрытиями с дверями/люками, предназначенные для установки одного/нескольких приводов кабин лифтов, другого лифтового оборудования. В многоквартирных домах они размещаются на верхнем, техническом этаже, а в общественных зданиях, по СП 118.13330.2012*, их допустимо размещать также в подземном этаже.
Машинные отделение лифтов и пожарная безопасность которых у многих жильцов многоэтажных домов нередко вызывает опасения, на самом деле не настолько пожароопасные помещения, ведь категория машинного помещения лифта по пожарной безопасности – В4.
Это обусловлено невысоким объемом удельной пожарной нагрузки – наличием приборов управления, электродвигателя привода лифта, электрических кабелей, проводов; небольшого количества смазочных материалов, нанесенного на элементы механизмов подъемного-опускного оборудования.
К пожароопасным помещениям строительных объектов категории В СП 12.13130.2009 относит те, что характеризуются следующими видами пожарной нагрузки – горючими, трудногорючими материалами, веществами, находящимися в твердом, пылеобразном, волокнистом, жидком состоянии, которые взаимодействуя друг с другом, водой, окислителями, включая кислород воздуха, способны только гореть.
В зависимости от общего количества, способов размещения, физико-химических свойств этих материалов, хранящихся на площадях пожароопасных помещений категории В, их подразделяют на четыре типа – от В1 до В4, которая с нормативными показателями удельной пожарной нагрузки 1–180 МДж·м-2 является наименее опасной.
Критерием определения категорий В1–В4 служит отношение удельной пожарной нагрузки к площади размещения, которая для категории В4 на любых участках пола помещения не должна быть больше 10 м2.
СП 5.13130 не включает в перечень объектов защиты шахту и кабину лифта, которые нет необходимости оборудовать установками сигнализации и тушения пожаров. К В4 относится только машинное отделение, потому что это помещение.
В СП 12.13130 дается методика расчетов категорий по пожарной опасности, позволяющие определить машинные отделения как помещения категории В4.
Согласно расчетам на основе методик СП 12.13130, к таким помещениям так же относятся (категории В4) :
- Электрощитовые.
- Вентиляционные камеры.
- Машинные отделения лифтов.
В связи с этим сигнализация в них не требуется.
Лифтовые холлы
Стоит еще немного рассказать отдельно про лифтовые холлы в свете требований законодательства, противопожарных норм:
- В статье 88 ФЗ-123 указывается, что цеха, имеющие категории А, Б по взрывопожарной опасности, необходимо отделять от других отсеков объекта, в том числе лифтовых холлов, преградами с тамбурами, имеющими постоянный воздушный подпор.
- СП 54.13330.2016 – в лифтовых холлах жилых многоквартирных домов необходимо устанавливать двери со светопрозрачным остеклением из армированного стекла.
- СП 118.13330 указывает, что в общественных зданиях ширина холлов лифтов для пассажиров выполняется не меньше 2 м при расположении лифтов в один ряд, а глубина лифтовой кабины не больше 1,5 м; 2, 5 м – при глубине 1, 5–2 м; 1, 3 глубины кабины, если она больше 2 м.
При расположении лифтов в два ряда ширина лифтового холла принимается не меньше удвоенной глубины кабины.
Нормы правил пожарной безопасности
«ППР в РФ» запрещают на защищаемых объектах:
- Устанавливать в лифтовых холлах объекты розничной торговли – киоски, ларьки, а также устраивать подсобные, складские помещения, организовывать хранение горючих материалов.
- Размещать в лифтовых холлах оборудование, изделия, а также производственные отходы, мусор.
Руководитель организации должен обеспечить незадымляемость лифтовых холлов, что используются как безопасные зоны для граждан, ограниченных в возможности самостоятельного передвижения. Это достигается поддержанием в исправном состоянии строительных преград огню, заполнений в них, систем противодымной защиты; наличием средств защиты дыхания, связью с помещением пожарного поста, размещением знаков ПБ, указывающих направление движения.
Довольно много противопожарных требований изложено в «Техническом регламенте о безопасности лифтов», касающихся документального сопровождения, включая наличие сертификатов пожарной безопасности, использования, технического лифтового оборудования; а также диспетчерского контроля за их работоспособностью, методах безопасной эвакуации пассажиров из кабин.
Вопрос: Нужна ли пожарная сигнализация в лифте?
По нормам – ни в машинном отделении, ни в шахте лифта, ни в кабине сигнализация не нужна.
В машинном отделении, потому что это В4, о чем есть прямое указание в СП 5.13130 по сигнализации; в кабине и шахте – они нигде не упоминаются в нормах. Так что на это вопрос можно и развернуто ответить, а можно кратко – нет, не нужна.
Пожарные извещатели в кабине лифта иногда монтируют компании производители, которые входят в систему пожарной сигнализации – это совокупность систем безопасности здания и установки обнаружения очага возгорания, смонтированной внутри лифтовой кабины. Обычно состоит из дымового пожарного извещателя в защищенном исполнении, смонтированного за подвесным потолком пассажирской кабины.
Блок управления лифтами, подключенный к системам пожарной сигнализации объекта, позволяет при срабатывании отправлять управляющий сигнал для принудительного опускания лифтовой кабины на 1 этаж здания, блокировки ее для дальнейшего использования во время пожара.
Виды сигнализации, которые устанавливают внутри строительного объекта, оснащенного лифтами, зависят от его назначения, основного вида пожарной нагрузки. Чаще всего это комплекс приемно-контрольных приборов с датчиками дыма, подсоединенных к централизованной панели управления, установленной в помещении диспетчерской (пожарного поста).
ВАЖНО: шахта лифта, по сути, является трубой, по которой открытый огонь и ядовитые дымовые газы могут чрезвычайно быстро распространиться по всем этажам строительного объекта, если не будет обеспечена комплексная пожарная безопасность лифта.
Комплекс противопожарных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности лифтов
Выделение лифтовых шахт, машинных отделений, лифтовых холлов, тамбуров противопожарными преградами с огнестойким заполнением проемов в них как на стадии проектирования, так и в процессе строительства, эксплуатации зданий.
Блокировка управляющей аппаратуры лифтового оборудования с системами сигнализации, противодымной защиты для оперативной доставки кабины лифта на первый этаж здания для эвакуации пассажиров, невозможности дальнейшего использования до ликвидации пожара.
Соблюдение противопожарного режима на путях эвакуации в зонах лифтовых холлов.
Заключение руководителями объектов договоров со специализированными предприятиями, осуществляющими технический сервис лифтового оборудования, систем пожарной автоматики.
Организация постоянного диспетчерского контроля за работоспособностью лифтов.
Источник: https://fireman.club/statyi-polzovateley/pozharnaya-bezopasnost-liftov/
Лифтовой холл противопожарные нормы
Делятся на:
-
Пассажирские
-
Грузопассажирские
-
Грузовые
-
Специальные (магазинные, больничные)
Тип лифта | Грузоподъемность, кг | Расположение противовеса | Внутренние размеры шахты, см | Наружные размеры шахты, см | Дверь |
пассажирский | Сзади | 175 х 155(ш х г) | 110 х 95(ш х г) | ||
Сбоку / сзади | 135 х 255255 х 170 | 110 х 210210 х 110 | |||
Сзади | 180 х 200 | 135 х 140 | |||
Сзади | 235 х 200 | 160 х 140 | |||
Сзади | 260 х 200 | 195 х 140 | |||
Сбоку / сзади | 240 х 300260 х 260 | 140 х 240195 х 175 |
Для зданий средней этажности от 3 до 5 этажей лифты, как правило, располагаются рядом с лестницей. Основные компоновочные схемы следующие:
В зданиях с повышенной этажностью от 6 до 25 этажей лифты располагаются, как правило, в группах, образуя лифтовые холлы.
Компоновка:
-
Однорядная – рядом не должно стоять больше 4-х лифтов. В≥1,95м для лифтов грузоподъемностью до 1000кг. В>2,35м для лифтов грузоподъемностью больше 1000кг.
-
Двухрядная — рядом не должно стоять больше 8 лифтов. В≥3,0м для лифтов грузоподъемностью до 1000кг. В>3,6м для лифтов грузоподъемностью больше 1000кг.
-
Периметральная — рядом не должно стоять больше 8 лифтов. В≥3,0м для лифтов грузоподъемностью до 1000кг. В>3,6м для лифтов грузоподъемностью больше 1000кг.
-
Островная — рядом не должно стоять больше 4-х лифтов. В≥1,95м для лифтов грузоподъемностью до 1000кг. В>2,35 для лифтов грузоподъемностью больше 1000кг.
Максимальное расстояние от наиболее удаленного помещения до лифта = 60м.
Тема: Санитарные помещения
Проектируются в зависимости от назначения здания и его вместимости.
К санитарным помещениям относятся:
-
Туалеты
-
Умывальные
-
Душевые
По использованию:
-
Равномерно используемые в течение дня – административные здания, научные учреждения, больницы и так далее. Устраиваются на всех этажах общественного здания и равномерно обслуживает все помещения.
-
Неравномерно используемые в течение дня – спортивные сооружения, театры, кинотеатры и так далее. Устраивается в зонах максимального сосредоточения людей.
Располагаются в общественных зданиях рядом с лестницами, вестибюлях, около блоков питания, на путях движения людей, в местах изгибов и поворотов здания.
Требования:
-
Желательно санузел группировать в приделах одного этажа
-
Санузлы должны располагаться по одной вертикали по высоте
-
Не желательно располагать санузлы со стороны главного фасада
-
Не допускается проектировать санузел с выходом в пространство лестничной клетки
-
Санузлы должны быть изолированы от других помещений, с этой целью устраиваются тамбуры шлюзы, роль которых выполняют умывальные.
Санузлы должны иметь как минимум 2 помещения:
1 – с умывальником
2 – с санитарной кабинкой
Желательно при проектировании санузла с двумя и больше кабинок иметь до прибора не менее 3-х дверей. Если рядом находятся М и Ж санузлы – расстояние между дверьми не менее 3-х метров. Ширина проходов ведущих к санузлу не должна быть меньше 1,3 метра при 1 — рядном расположении кабин. Не менее 1,5 метра при 2-х рядном расположении кабин, при условии, что в одном ряду не больше 6-ти кабин.
Если больше 6-ти кабин – ширина 2 метра. При однорядном расположении кабин и напротив писсуара – ширина прохода 2м. Ширина прохода при однорядном расположении умывальников 1,1 м. При 2-х рядном – 1,6м. На каждые 4 кабины должен быть запроектирован 1 умывальник. Расстояние между кранами 0,65м. Если на этаже нет возможности сделать туалет и М и Ж, то их необходимо чередовать через этаж.
Требования к лифтовым холлам
Основные нормы, которым обязаны отвечать проекты предлифтовых тамбуров, регламентируются правилами:
- СНиП 31-05-2003 «Общественные здания административного назначения»;
Источник: https://diktaturastore.ru/lifty-v-obshhestvennyh-zdaniyah-trebovaniya/
Требования к лифтовым холлам — Пожарная безопасность
Возникновение возгорания в современном здании является ситуацией, которая требует наличия лифтов пожарного назначения для быстрого перемещения бригады спасателей и пожарных подразделений по этажам, а также ускоренной эвакуации людей. Пожарным лифтом называется устройство, с помощью которого обеспечивается быстрое перемещение пожарного расчёта по этажам для спасения людей и для обнаружения или тушения очага возгорания.
Обычный лифт в данной ситуации не может использоваться из-за своей невысокой грузоподъёмности, а также небольшой устойчивости перед влиянием огня и влажности. Грузоподъёмность современного лифта пожарного назначения составляет 630 кг.
Установка в зданиях
Лифтом для перемещения пожарных подразделений оснащаются следующие виды зданий:
- любые здания за исключением многоквартирных домов, по высоте превышающие 28 метров;
- многоквартирные современные дома, имеющие высоту от 50 метров;
- детские образовательные учреждения, имеющие высоту от 5 метров;
- больницы, по высоте превышающие 5 метров;
- специализированные центры для престарелых людей и инвалидов с высотой от 5 метров;
- стальные корпуса различных учреждений для детей, высота которых составляет более 5 метров.
Монтаж пожарного лифта требует обязательного учёта некоторых нюансов. Перед его установкой предварительно изучаются пути движения спасательных расчётов, прибывающих в случае чрезвычайного происшествия на место возгорания. При этом обеспечивается их прямой доступ из лифтовой кабины во все возможные точки здания.
Пожарные лифты такого типа чаще всего устанавливаются в специально выделенном холле или располагаются рядом с кабинами для перевозки пассажиров. При этом они объединяются в группу с единым управлением. В спокойное время эти лифты могут применяться для перевозки грузов и пассажиров.
Устройства обязательно оборудуются горизонтально раздвигающимися дверями, имеющими автоматическое управление.
Установленный лифт должен исправно функционировать даже тогда, когда в шахте из-за противодымовой вентиляции появляется избыток давления.
Пол лифтовой кабины имеет противоскользящее покрытие, а поблизости от места расположения пожарного лифта находится эвакуационный выход на лестничную клетку.
Особенности конструкций
Лифты для перемещения пожарной бригады по типу управления отличаются от простых лифтовых кабин. Крыша пожарного устройства оснащена люком для эвакуации людей, а сам лифт управляется только с помощью нажимных кнопок, так как применение кнопок сенсорного типа не допускается.
Источник: http://storeint.ru/liftovoy-holl-protivopozharnye-normy/
Требования к эвакуационным путям по действующим нормам
Эвакуационный путь (путь эвакуации) — путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре (согласно п.49 ФЗ-123);
Эвакуация — процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов пожара (согласно п.50 ФЗ-123).
Требования к эвакуационным путям приведены в следующих нормативных документах действующих в 2019 году:
Выделим наиболее важные требования (по пунктам), которые необходимо соблюсти при проектировании, строительстве и эксплуатации эвакуационных путей:
Согласно ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»:
Статья 53. Пути эвакуации людей при пожаре
1. Каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной
защиты.
2. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть:
1) установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов;
2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;
3) организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых
указателей, звукового и речевого оповещения).
3. Безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре.
4. Методы определения необходимого и расчетного времени, а также условий беспрепятственной и своевременной эвакуации людей определяются нормативными документами по пожарной безопасности.
Статья 89. Требования пожарной безопасности к эвакуационным
путям, эвакуационным и аварийным выходам
1. Эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
2. Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».
13. Длину пути эвакуации по лестнице 2-го типа в помещении следует определять равной ее утроенной высоте.
14. Эвакуационные пути (за исключением эвакуационных путей подземных сооружений метрополитена, горнодобывающих предприятий, шахт) не должны включать лифты, эскалаторы, а также участки, ведущие:
1) через коридоры с выходами из лифтовых шахт, через лифтовые холлы и тамбуры перед лифтами, если ограждающие конструкции шахт лифтов, включая двери шахт лифтов, не отвечают требованиям, предъявляемым к противопожарным преградам;
2) через лестничные клетки, если площадка лестничной клетки является частью коридора, а также через помещение, в котором расположена лестница 2-го типа, не являющаяся эвакуационной;
3) по кровле зданий и сооружений, за исключением эксплуатируемой кровли или специально оборудованного участка кровли, аналогичного эксплуатируемой кровле по конструкции;
4) по лестницам 2-го типа, соединяющим более двух этажей (ярусов), а также ведущим из подвалов и с цокольных этажей;
5) по лестницам и лестничным клеткам для сообщения между подземными и надземными этажами, за исключением случаев, указанных в частях 3-5 настоящей статьи.
15.
Для эвакуации со всех этажей зданий групп населения с ограниченными возможностями передвижения допускается предусматривать на этажах вблизи лифтов, предназначенных для групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и (или) на лестничных клетках устройство безопасных зон, в которых они могут находиться до прибытия спасательных подразделений. При этом к указанным лифтам предъявляются такие же требования, как к лифтам для транспортировки подразделений пожарной охраны. Такие лифты могут использоваться для спасения групп населения с ограниченными возможностями передвижения во время пожара.
Согласно СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы:
4.3 Эвакуационные пути
Источник: https://buildingclub.ru/2019/09/24/treb-k-ehvakuacionnym-putyam-po-normam/
Требования к лифтовым холлам — Пожарная безопасность
Возникновение возгорания в современном здании является ситуацией, которая требует наличия лифтов пожарного назначения для быстрого перемещения бригады спасателей и пожарных подразделений по этажам, а также ускоренной эвакуации людей. Пожарным лифтом называется устройство, с помощью которого обеспечивается быстрое перемещение пожарного расчёта по этажам для спасения людей и для обнаружения или тушения очага возгорания.
Обычный лифт в данной ситуации не может использоваться из-за своей невысокой грузоподъёмности, а также небольшой устойчивости перед влиянием огня и влажности. Грузоподъёмность современного лифта пожарного назначения составляет 630 кг.
Область применения
Лифт, установленный для перемещения пожарного расчёта, устанавливается во внутренней части или снаружи здания. Он обязательно ограждается специальной конструкцией, созданной из негорючих материалов, а также оснащённой дверными проёмами, различным оборудованием и вентиляционной системой.
Сегодня от монтажа лифтов с уличной стороны здания чаще всего отказываются, так как при этом снижается эстетическая составляющая и установленное устройство часто не подходит к окружающей архитектуре, хотя эта установка является более удобной для действий пожарных подразделений во время возгорания.
Регламент работы и документация
Работа современных лифтов пожарного назначения регламентируется следующими документами:
- ГОСТ 52382–2010 «Лифты для перемещения пассажиров и лифты для действия пожарных служб»;
- ГОСТ 53296–2009 «Монтаж современных лифтов пожарного назначения в зданиях»;
- ГОСТ 22.9.11–2013 «Безопасность при наступлении возгорания. Применение средств спасения для эвакуации людей из современных зданий»;
- ГОСТ 28911 «Конструкция современных лифтов для перемещения пожарных должна полностью соответствовать установленным нормам и правилам»;
- ГОСТ 3047.1 «Пожарный лифт обязательно оборудуется в отдельно отгороженной шахте, ограждённой конструкцией с высокой степенью огнестойкости»;
Источник: https://drakkar11.com/trebovaniya-k-liftovym-hollam/
Лифтовой холл: каким он должен быть?
Пассажирские лифты в жилом доме обычно размещают в едином объемно-планировочном пространстве, включающим шахту, лестнично-лифтовой холл, чтобы:
- увеличить производительность вертикального транспорта;
- установить одну схему управления для нескольких лифтов, разместив в одном машинном помещении;
- сделать эффективным техническое обслуживание грузоподъемных механизмов;
- усовершенствовать вентиляционную схему, обеспечивающую подпор воздушных потоков в шахты, лифтовые тамбуры.
Проектировщики считают рациональным размещение лифтового узла с холлом в центральной части здания, чтобы сократить расстояние между помещениями и вертикальным транспортом.
Статья содержит:
- Требования к лифтовым холлам:
- Размеры
- Пожарная безопасность
- Пути эвакуации
- Освещение
- Особенности холла для пожарных лифтов
- Двери в лифтовой холл
- Материалы изготовления и цена
Требования к лифтовым холлам
Основные нормы, регламентируются правилами:
Согласно своду правил выход из кабины обеспечивается сквозь холл вертикального транспортного средства (допускается совмещение с вестибюлем, если позволяет площадь). При проектировании помещения холла учитываются конструктивные особенности: оптимальное местоположение, пожарная безопасность и габариты. Четкое соблюдение условий необходимо для безопасной быстрой эвакуации людей при возникновении чрезвычайной ситуации.
Размеры
Габариты лестнично-лифтового холла определяются на основании:
- ширины кабины, глубины;
- числа лифтов в одной линии.
Используются несколько компоновочных схем местоположения лифтового оборудования: однорядная и групповая. В одну линию разрешается размещать не более четырех штук, в группе – до восьми. Организация, эксплуатирующая подъемные машины, обязана обеспечивать их рабочее состояние, проводить регулярное техническое обслуживание, своевременно приобретать лифтовые запчасти.
Ширина
Минимальная ширина лифтового холла общественного здания составляет 2, максимальная – 5 метров. Расчет осуществляется таким образом:
- при установке лифтов в одну линию ширина тамбура принимается не ниже габарита кабины по глубине, умноженной на коэффициент 1,3. Соответственно, размер пассажирского подъемника при однорядном расположении обязан составлять: 2 метра — если глубина кабины до 1,5 м, 2,5 — когда размер равняется 1,5 — 2 м.
- для двухрядного размещения величина глубины кабины удваивается, однако не может быть более 5 метров.
Лифты с глубиной кабины равной 2100 мм и более, обязаны обладать шириной лифтового холла не менее 2,5 метра.
Глубина
Параметр имеет существенное значение, особенно для подъема/спуска больных на носилках, детских колясок. Размер прилифтовой территории от стенки шахты до противолежащей стены холла принимается не меньше максимальной величины глубины кабины. Глубина холла равна или больше:
- 1,5 м при однорядном размещении с кабиной 1,1 м, грузоподъемностью 630-1000 килограмм;
- 2,1 м для такого же расположения, но с кабиной 2,1 м;
- 1,8 и 2,5 м для двухрядного размещения лифтов с глубиной кабин 1,1 и 2,1 м;
Приведенные значения не учитывают проходимость людей, не пользующихся лифтами.
Пожарная безопасность
Интенсивное распространение огня по вертикальным коммуникациям, при использовании горючих материалов в отделке, способно достигнуть катастрофических размеров до прибытия пожарных подразделений. Поэтому отделка тамбура подъемного устройства выбирается низкой горючести. Не допускается отделка материалами класса горючести Г3 и выше, дымообразования Д3, воспламеняемости В3.
Выбирая отделочные материалы, стоит использовать металл, плитку, камень, огнестойкое стекло. Класс горючести покрытия пола, независимо от размеров помещения, не должен быть выше «умеренной».
Расположение лифтов, габариты холла, зона безопасности (безопасное место, позволяющее защитится от пожара), тщательно рассчитываются не только из соображений удобства – все параметры обязаны соответствовать требованиям безопасной эксплуатации инженерного оборудования любого сооружения. Отдельного внимания заслуживает защита безопасных зон для МГН (маломобильные группы населения).
Рекомендуется оснащать лифтовые узлы системами сигнализации предоставляющими возможность моментального оповещения о возгорании, задымлении.
Запрещается располагать рядом с холлом кладовые с легко воспламеняющимися горючими вещами, делать выходы прямо к лифтам.
Пути эвакуации
Согласно нормам СНиП 21-01-97 эвакуационным считается выход ведущий наружу из здания первого этажа сквозь фойе, коридор, лестничную клетку, с остальных этажей на лестничную клетку и лестницу третьего типа (наружное открытие).
Запрещает пользоваться лифтами и автоматическими лестницами при чрезвычайных ситуациях, а также выходами из шахт, предлифтовыми помещениями. Эвакуация через лифтовой холл возможна лишь тогда, когда вертикальные коммуникации снабжены функцией транспортировки пожарных подразделений и отвечают требованиям к противопожарным преградам.
Пути эвакуации при чрезвычайной ситуации обязаны обозначаться на поэтажных планах строения, находиться на видном месте каждого уровня.
Освещение
Освещение лифтовых холлов осуществляется приборами общего и направленного действия: круглые сутки освещается площадка перед лифтом, а луч света одного из приборов направлен на створки вертикального транспорта. Количество поступающего света должно быть одинаковым во всех частях тамбура.
Вертикальная плоскость обеспечивается качественным уровнем освещения, позволяющим отчетливо видеть кнопки подъемной машины. В общественном здании пространство перед грузоподъемником чаще всего освещается люминесцентными лампами.
Экономить электроэнергию помогают светодиодные светильники, оборудованные датчиками с реакцией на шумы, передвижение.
Срабатывая при возникновении движения, сенсор переводит оборудование в активное состояние.
Особенности холла для пожарных лифтов
Особые требования предъявляются к тамбурам для пожарных подъемных машин. Согласно ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности», грузоподъемники для пожарных могут устанавливаться как в отдельном лифтовом холле так и в общем с остальными подъемными машинами.
Располагающиеся на подземном и цокольном этажах лифтовые холлы должны оснащаться системой приточной автономной вентиляции, позволяющей создать избыточное давления при возгорании. Объем подаваемого воздуха определяется при помощи расчета скорости истечения 1,3 м/c сквозь одну распахнутую дверь тамбура подъемника для шахты, учитывая одну находящуюся в открытом состоянии дверь на этаже возгорания.
Холл лифта оборудуется общедомовой системой извещения о пожаре. Если происходит срабатывание системы, грузоподъемник переходит в спецрежим “пожарная опасность”.
Двери в лифтовой холл
Используемые в современных постройках модели дверей бывают разной конструкции. Все чаще можно встретить двупольную дверь с остеклением, позволяющим сделать пространство перед подъемником более светлым. Используемые в офисных постройках модели зачастую однопольные глухие (без остекления).
Противопожарная дверь лифтового тамбура отвечает следующим требованиям:
- препятствует проникновению огня
- обеспечивает беспрепятственный выход
- защищает пассажиров пребывающих внутри
- сдерживает воздействие огня на оборудование
Блоки двери в предлифтовой холл, ведущие на лестничные площадки, в коридоры общественного использования и тамбуры-шлюзы, оснащаются уплотнителями и доводчиками для надежного притвора. Нельзя ставить запоры, замки, щеколды снаружи и изнутри. Для монтажа используется противопожарная дверь с глухими полотнами, в сооружениях выше 15 метров разрешается ставить дверные блоки, оформленные армированным стеклом, способным выдержать высокие температуры. Размер окошка обязан составлять не более 25 % от площади двери.
Конструктивно изделие состоит из каркаса, произведенного из цельного холоднокатаного листа металла (возможно изготовление из полотна, профильной трубы). Улучшить огнеупорные свойства помогают следующие элементы:
- лента, расширяющаяся при нагреве
- высокой плотности базальтовая плита
- удерживающий дым специальный контур
Огнестойкость изделия находиться выше EI30. Это позволяет сдерживать распространение горения 30 минут, давая возможность локализовать очаг возгорания, произвести эвакуацию жителей при возникновении чрезвычайной ситуации. Данные модели проходят специальные испытания согласно ГОСТ 57327-2016.
Помочь безопасно покинуть помещение может конструкции дверей с системой “антипаника” устанавливающихся на маршруте экстренной эвакуации. Данная конструкция позволяет нажатием на ручку открыть дверь изнутри. Огнестойкая дверь требуется в холле, когда кабина подъемного устройства не имеет противопожарной преграды. Если в здании установлены противопожарные двери, монтировать огнеупорные конструкции в тамбуре не обязательно.
Пожаропрочные металлоконструкции устанавливаются в тамбурах подъемников следуя нормам СП 4.13130.2013 в следующих случаях:
- в строении присутствует зона безопасности для маломобильной группы населения;
- грузоподъемник перевозит пожарные подразделения
Источник: http://liftcomplete.ru/auxpage_blog_liftovoj-holl-kakim-on-dolzhen-byt/